Про обувь – История обуви

История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма обуви, подобно всем прочим частям одежды, изменялась во все времена и у всех народов. 
 
Древний Египет. Хотя ремесленники, солдаты и люди низших сословий древнего Египта ходили босыми, но зато египтяне, принадлежащие к высшим сословиям, носили сандалии, которые, однако, всегда снимались в присутствии или во дворце царя. Египетские сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса, прикреплялись к ноге поперечным ремнем, от которого шел вниз во всю длину ноги второй ремень, закрепляющийся между большим и вторым пальцами у клювовидной на конце и загнутой вверх сандалии. Ремни нередко богато разукрашивались. Высокопоставленные египтянки носили, обыкновенно, кроме изящно скроенной сандалии, на ноге, золотой, украшенный цветной эмалью, браслет.
 
У семитского воинственного племени ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, прикрепляющихся к ноге также ремнями, высокие башмаки, сильно напомигающие современную обувь.
 
Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение. Воины носили железную и медную обувь. 
 
У греков, кроме простых сандалий, изображенных на большей части древних статуй, были уже и полубашмаки с задником, а также и сапоги на шнуровке, которые преимущественно носили женщины. На найденных глинянных фигурках из Танагры, изображенных обутыми в такого рода сапоги, последние окрашены в красный цвет, целиком, кроме подошвы, рант которой, желтый. Ремни, служившие для шнуровки, также раскрашивались и разукрашивались. У охотников Крита греки заимствовали эндромисы – сапоги без носка (с пальцами ноги наружу). В них во всей красе предстают перед нами быстроногая греческая богиня охоты Артемида (у римлян – Диана), вполне реальные пастухи и мифические фавны, передвигавшиеся, в основном, бегом, чему способствовали открытые пальцы ног. Лаконской или, по имени лакедемонского города Амикль, называли обувь жители Спарты, которая была красного цвета. Греки также совершили революцию в обувном деле, первыми перейдя на разную обувь для левой и правой ноги. К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Заметный вклад в историю обуви сделали древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла спеды с надписью "Следуй за мной".
 
Древние римляне, многое переняли у завоеванных ими греков. У римлян существовало два вида обуви: один "calceus", закрывающий всю ногу (сильно напоминающий нашу современную обувь) и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком; другой – "solea" (сандалия), прикрывающая только подошву ноги и прикрепляющаяся ремешками. Римлянин появлявшийся публично, носил всегда "calceus". Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета и доходила до щиколотки; на поднаколеннике прикреплялись изображения месяца из серебра или золота (luna, lunula, littera C),служившие отличительным знаком сенаторов -патрициев и называющиеся "luna patricia". Женская обувь была обыкновенно белого цвета, но иногда и пурпурная, алая и даже желтая, и украшалась вышивками и жемчугом. Мужская обувь была черного цвета, некоторые носили также красную. Про детскую обувь мало что известно. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По словам некоторых авторов, сенаторы прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи – одним. Бедный класс населения носил деревянную обувь; она же надевалась на осужденных за отцеубийство.
 
ХIV век. Рядовым дворянам согласно моде, полагалось носить башмаки или туфли на полтора размера больше длины ступни, а баронам – на два. Князья и предприимчивые негоцианты могли носить башмаки даже на три размера больше, чем это фактически было нужно. Носочную часть обуви приходилось подвязывать бечевкой, дабы не падать при ходьбе и поклонах...
 
Европейцы обуви уделяли особое внимание. Умение красиво и элегантно носить ее было признаком хорошего тона. Французский король Филипп IV законом установил: все принцы королевской крови могут носить обувь с носочной частью любой длины да еще загнутой вверх. Для башмаков дворян устанавливался предел – не более 60 сантиметров (2 фута), для горожан -не более одного фута. Мода на длинноносую обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи, которые были, как известно, во все времена, прикрепляли на кончик носка колокольчик или погремушку.
 
В Македонии, в районе Голичник, существует такой обычай: после свадьбы друзья отводят молодых на ночь в подвал, где в уголке лежат на полу шапка и ботинки. Между новобрачными тут же завязывзется борьба за эти предметы. С шапкой дело проще: по поверью, если жена отнимет ее у мужа, то будет в замужестве счастлива, так что супруг сопротивляется лишь для вида. А вот с ботинками сложнее: тот из молодоженов, кто их упустит, будет под каблуком другого всю свою жизнь.
 
Конечно, в Париже обувь делать умеют. Как же! Высокая Мода! Куда нам, лапотникам... Кстати, лапоть – дело непростое. Царь Петр (говорит народ) все умел делать, до всего сам дошел, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетеный лапоть хранят и показывают. Говорят, были на Руси башмачники-"волчки", которым заграничные мастера и в подметки не годились. " Волчками" их почему называли: сидит мастер в стороне от всех, как одинокий волк, и тачает. Протрет штаны сзади – фартук наденет, износились штаны спереди – другой фартук, да и то хозяйский – свое-то все давно пропито. Так, во всяком случае, рассказывали об этом в двадцатых годах Михаилу Михайловичу Пришвину, когда он по своим писательским делам обувное производство изучал. И вот какая история произошла с одним таким "волчком". Приехала в Москву прямо из Парижа капризная француженка на высоких каблуках и потребовала показать ей лучшего обувного мастера. Повели ее в Марьину рощу – тогдашнюю Мекку башмачного дела – к "волчку", известному под кличкой Цыганок. Посмотрела француженка на работу мастера и, не будь дура, заказала сразу две пары башмаков. Одну пару окунула в грязь и будто бы ношеную завернула в газету(для таможни), другую надела, а свои парижские туфельки в мусорное ведро выбросила. Вернулась француженка в Париж, загрязненную пару очистила и продала. И все расходы окупила: и обе пары башмаков от "волчка", и турпоездку по маршруту Париж-Марьина роща-Париж. 

Материалы заимствованы из следующих источников:

http://www.belobuv.com/advices/history.htm
http://www.leathernet.ru/othe5.htm